Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
План-конспект занятия по физике

Законы Ньютона

Горбушина Яна Александровна,
преподаватель физики СПб ГБПОУ
"Колледж Водных ресурсов"
План-конспект рассчитан на 2 занятия по 45 минут каждое.
Тип занятия урок усвоения новых знаний
Тема: Законы Ньютона
Цель урока: актуализировать знания законов Ньютона
Задачи урока:
  • предметные: актуализировать знания по теме; уметь определять понятия, связанные с законами Ньютона; вспомнить основные формулы для решения задач
  • личностные: развить учебно-познавательный интерес к решению физических задач
  • регулятивные: развить умение читать и записывать информацию, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, с использованием конкретных формул;
  • коммуникативные: уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, организовать сотрудничество с преподавателем и сверстниками.
  • метапредметные: Математика (прямая и обратная пропорциональность, выражение искомой величины через известные величины);
Вид урока: лекция с элементами беседы;
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока: проектор, экран, презентация по теме, рабочие тетради
План занятия
 
Организационная часть 3 – 4 минуты
Проверка присутствующих, подготовка рабочих мест
 
II Сообщение темы занятия 1 – 2 минуты
Объявление темы урока, запись темы в тетради
 
III Актуализация опорных знаний учащихся 3 – 4 минуты
вопросы, направленные на выявление остаточных знаний из курса Физики 7 класса
 
IV Изучение нового материала 20 – 25 минут
В соответствии с презентацией: 
1. Динамика 
(Комментарий к слайду: Основы динамики составляют три закона Ньютона, являющиеся результатом обобщения наблюдений и опытов в области механических явлений. Законы динамики были сформулированы Исааком Ньютоном и опубликованы в 1687 году в его труде «Математические начала натуральной философии». Три закона Ньютона составляют основу классической механики, которая на протяжении нескольких столетий (вплоть до 20 века) главенствовала, как основная научная парадигма. Представим изолированное тело, на которое не действуют никакие другие тела. Это самая простая механическая система. Теперь немного обратимся к кинематике. Что нам понадобится для описания движения? Система отсчета. Из чего она состоит? Тело отсчета и связанные с ним системы координат и часов (отсчета времени). Причем относительно разных систем отсчета движение тела будет разным.)
2. Первый закон Ньютона
(Комментарий к слайду: Первый закон Ньютона называют законом инерции (на самом деле, он был сформулирован еще Галилео Галилеем на 50 лет раньше). Закон вводит такое понятие, как инерциальные системы отсчета, относительно которых тела движутся с постоянной скоростью при компенсации внешних воздействий на них.)
3. Инерция. Инерциальная система отсчета
(Комментарий к слайду: Вспомните, где встречалось слово инерция? (поезд в метро и люди отклоняющиеся вперед-назад и т.п.). Система отсчета, связанная с велосипедистом, который с постоянной скоростью на велосипеде, также может считаться инерциальной. Все инерциальные системы отсчета образуют класс систем, которые движутся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Что является причиной изменения скорости тела в инерциальной системе отсчета? Согласно первому закону Ньютона, это взаимодействие с другими телами. Чтобы можно было описать движение тела и взаимодействие его с другими телами, необходимо ввести понятия массы и  силы.)
4. Масса
(Комментарий к слайду: (на доске) Обозначается в международной системе СИ как m, измеряется в [кг]. Масса в физике - скалярная и аддитивная величина. Это значит, что если тело состоит из нескольких частей массами m1, т2, т3, .. , тn, то его общая масса будет равна сумме масс составных частей: m=m1+т2+т3+..+тn.)
5. Сила
(Комментарий к слайду: ((на доске) Обозначается в международной системе СИ как F, измеряется в [Н]. Именно сила - причина изменения движения тела. На тело может действовать несколько сил, которые имеют различную физическую природу. Например, сила тяжести, сила трения скольжения и сила трения качения, сила упругости и т.д. о них мы будем говорить позже. Что такое равнодействующая сила? Равнодействующая сила - векторная сумма всех сил, действующих на тело. А теперь давайте все-таки вернемся к законам Ньютона. Кто сможет вспомнить 2 закон?)
6. Второй закон Ньютона
7. Вес
(Комментарий к слайду: Вес появляется как следствие того факта, что всех нас притягивает к Земле. Но в отличии от силы тяжести (которая приложена к телу), она приложена именно к опоре, на которой тело находится. Возможны ситуации с нулевым весом и ненулевой массой одного и того же тела, например, в условиях невесомости у всех тел вес равен нулю, а масса у каждого тела своя. Вместе с тем строгое различение понятий веса и массы принято в основном в науке и технике, а во многих повседневных ситуациях слово «вес» продолжает использоваться, когда фактически речь идёт о «массе». Например, мы говорим, что какой-то объект «весит один килограмм», несмотря на то, что килограмм представляет собой единицу массы.А теперь давайте попробуем закрепить разницу между двумя этими понятиями)
 
V Обобщение и систематизация изученного материала 8 минут
Выполнение задания в тетради по вариантам: синквейн (1 вариант – вес, 2 вариант – масса)
 
VI Изучение нового материала 7 – 10 минут
В соответствии с презентацией: 
1. Третий закон Ньютона
(Комментарий к слайду: Помните, мы на прошлом уроке записывали что такое вес тела и видели этого мальчика? Я рассказывала вам про вес тела и обратную ей силу – силу реакции опоры, что они всегда появляются одновременно. Так вот, это и есть пример второго закона Ньютона.)

 
VII Решение задач по теме 25 – 30 минут
В соответствии с презентацией: 
  1. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил себя сам из болота за волосы. Возможно ли это?
  2. Трактор, сила тяги которого на крюке 15 кН сообщает прицепу ускорение 0,5 м/с2 . Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор, развивающий тяговое усилие 60 кН?
  3. На покоящееся тело массой 2 кг действует в течение 5 с сила 0,1 Н. Какую скорость приобретет тело и какой путь оно пройдет за указанное время?
 
VI Рефлексия 5 – 8 минут

Список использованных литературы и Интернет-источников:

 
  1. http://fizmat.by/kursy/dinamika/Njuton
  2. http://www.fmclass.ru/phys.php?id=485a669e72f58
  3. «Физика. 10-11 класс. Пособие для общеобразовательных учебных заведений» А.П. Рымкевич, 2001 г.
  4. Физика 10 класс (Задачник для общеобразовательных учреждений) Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, 2009 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»